Социальный налоговый вычет при оплате обучения материнским капиталом в 2026 году


Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 219 главы 23 НК РФ социальный налоговый вычет налогоплательщику предоставляется в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за:

  • свое обучение;
  • обучение своих детей в возрасте до двадцати четырех лет;
  • обучение своих подопечных в возрасте до восемнадцати лет;
  • обучение бывших своих подопечных после окончания опеки или попечительства в возрасте до двадцати четырех лет

в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

3 июня 2009 года принят Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации", который распространил право на получение указанного налогового вычета также на налогоплательщика - брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Социальный налоговый вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в налоговые органы по окончании налогового периода. Для подтверждения права на социальный налоговый вычет вместе с налоговой декларацией налогоплательщик предоставляет:

  • заявление на предоставление социального налогового вычета;
  • договор о предоставлении платных образовательных услуг;
  • лицензию на право ведения образовательной деятельности;
  • свидетельство о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения;
  • копию квитанции об оплате договорных услуг, подтверждающую фактические расходы за обучение;
  • справку из образовательного учреждения, подтверждающую обучение ребенка по очной форме обучения;
  • копию свидетельства о рождении обучающегося ребенка.

С принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" у матерей, имеющих право на материнский капитал, появилась возможность его использования частично или в полном объеме на обучение детей. В соответствии с п. 3 ст. 7 данного закона средства материнского капитала можно использовать на обучение как родного ребенка, так и усыновленного. Закон также не обязывает расходовать средства на получение образования именно тем ребенком, с рождением которого получено право на материнский капитал, что дает возможность оплатить обучение более старшего ребенка.

В связи с принятием закона о материнском капитале 5 декабря 2006 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 208-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации", внесший поправку в подпункт 2 пункта 1 статьи 219 главы 23 НК РФ, согласно которой социальный налоговый вычет не предоставляется, если расходы на получение образования ребенком оплачиваются налогоплательщиком за счет средств материнского капитала.

Такая же норма применяется и в случае, когда на оплату обучения детей направляется региональный материнский капитал при рождении третьего ребенка.




Популярные ответы на вопросы по маткапиталу

Какой пакет документов необходим для направления материнского капитала на улучшение жилищных условий?

Общий пакет документов, который необходимо предоставить владельцам сертификата в территориальный орган ПФ РФ при направлении средств материнского (семейного) капитала (МСК) на улучшение жилищных условий, установлен частью 6 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (в дальнейшем по тексту - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, и включает...

Как аннулировать заявление о распоряжении средствами материнского капитала?

Средства материнского капитала могут быть использованы владельцем сертификата путем подачи заявления о распоряжении в ПФ РФ по месту жительства. На практике встречаются случаи, когда после подачи заявления о направлении средств, владелец сертификата решает направить их на другие цели...

При рождении или усыновлении какого по счету младенца мать вправе получить сертификат на материнский (семейный) капитал?

Обычно получателем материнского капитала является женщина, являющаяся гражданкой РФ, родившая или усыновившая второго ребенка с 1.01.2007 г. Также, начиная с этого времени, материнский капитал вправе оформить семья, в которой родился третий, четвертый и т.д. ребенок, но при условии, что после рождения именно второго ребенка материнский капитал не оформлялся...

Существует ли возможность погашения кредита средствами материнского капитала, если кредитный договор оформлен на свекровь, а созаемщиком выступает обладательница сертификата?

Да, конечно. Основным условием, дающим право на распоряжение средствами материнского капитала, является участие владелицы сертификата в кредитном договоре как в виде заемщика, так и в виде созаемщика...

Может ли женщина, получившая сертификат за рождение второго ребенка, рассчитывать на получение сертификата за рождение третьего ребенка?

Это не возможно, так как законом предусмотрено получение сертификата только один раз...

Все ответы на вопросы